Интервью с исполняющим обязанности ректора Оренбургской духовной семинарии священником Петром Пановым Печать

Интервью с исполняющим обязанности ректора Оренбургской духовной семинарии

священником Петром Пановым

В исторической части Оренбурга, на высоком берегу Урала, на улице Челюскинцев, вот уже более века стоит величественное трехэтажное здание желтого цвета, известное большинству оренбуржцев как «бывшая летка». Действительно, здесь в советские годы располагалось военное авиационное училище, а ныне находится кадетский корпус. Но не все горожане знают, что на третьем этаже монументальной трехэтажки вот уже почти 10 лет функционирует уникальное учебное заведение нашего края – Оренбургская духовная семинария. Еще меньше оренбуржцев догадываются, что это здание на улице Челюскинцев с самого своего начала было именно семинарией. Так что же такое духовная семинария в Оренбурге? Об этом мы побеседовали с исполняющим обязанности ректора Оренбургской духовной семинарии священником Петром Пановым.

Здравствуйте, отец Петр! Вот уже почти полгода Вы по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви возглавляете Оренбургскую духовную семинарию. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям об этом учебном заведении. Как давно начала функционировать семинария в Оренбурге? Для каких целей она была создана? Что вообще такое «духовная семинария» и чем она отличается от других вузов?

Здравствуйте, Андрей! Для начала нужно сказать, что Оренбургская духовная семинария является старейшим учебным заведением нашего Оренбургского края. Она была основана еще во времена Российской империи, в 1884 году, но после Революции 1917 года по причине гонений со стороны безбожной советской власти закрыта. Возрождение Оренбургской духовной семинарии произошло спустя 90 лет после ее закрытия, в 2009 году, по благословению Священного Синода.

Сегодня Оренбургская духовная семинария – это полноценное высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, которое готовит священно- и церковнослужителей, регентов церковных хоров, катехизаторов, а также специалистов в сфере социального служения и работы с молодежью, которые смогут помогать настоятелям на приходах Оренбургской и соседних епархий нашей Церкви. Для выпускников магистратуры также открываются перспективы преподавательской деятельности в высших учебных заведениях Русской Православной Церкви.

Стоит сказать, что наш регион в некотором смысле особый, – на нем очень сильно отразились последствия атеистической и богоборческой политики Советского государства. В эпоху СССР в Оренбургской области оставалось лишь 12 храмов, и несмотря на то что в 90-е годы Русская Православная Церковь получила свободу и верующие безбоязненно смогли молиться Богу, посещать храмы и восстанавливать разрушенное христианское наследие, несмотря на так называемое «второе Крещение Руси», наша Церковь испытывает на себе результаты советских гонений, что выражается, в первую очередь, в нехватке священнослужителей. В Оренбургской епархии сейчас действуют 207 храмов, но священников и диаконов насчитывается всего лишь около 140 человек. Епархия испытывает настоящий «кадровый голод». А страдают от этого как прихожане, потому что не имеют возможности посещать богослужения, участвовать в таинствах и просто обращаться к священникам по интересующим их вопросам, так и сами священнослужители, которые вынуждены окормлять по несколько храмов сразу. Так что можно сказать, что Оренбургская духовная семинария выполняет стратегическую задачу, обучая священников и диаконов, которые в будущем будут трудиться на приходах нашей епархии.

Оренбургская семинария, к слову, уже провела шесть выпусков, и хочется отметить, что ежегодно из числа выпускников 5-10 человек обязательно становятся священнослужителями, что является хорошим показателем деятельности ОренДС, – так сокращенно именуется наша семинария.

Отец Пётр, мы знаем, что каждый выпускник высшего учебного заведения, успешно освоивший ту или иную образовательную программу, выпускаясь из вуза, получает соответствующий документ. А какой документ получает выпускник Оренбургской семинарии?

Как и любой студент светского вуза, студент Оренбургской духовной семинарии получает диплом об образовании, в нашем случае о теологическом, то есть богословском, образовании; и если в первые годы своей работы семинария выдавала выпускникам дипломы церковного образца, признаваемые только структурами и учреждениями Русской Православной Церкви, то совсем скоро, с 2020 года, мы начнем выдавать нашим выпускникам, обучающимся по направлению «Теология», дипломы государственного образца, которые признаются уже не только Церковью, но и государством. Это стало возможным благодаря тому, что семинария в 2016 году получила лицензию на реализацию государственной теологической образовательной программы, а затем и аккредитовала данную программу, что стало большим прорывом для всей нашей духовной школы. Ведь теперь выпускник семинарии ничем не будет отличаться от выпускника любого другого вуза, это поднимет авторитет священнослужителя в обществе, а также даст ему возможность беспрепятственно совершать свое служение в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях, больницах и других государственных учреждениях.

А отражена ли в деятельности ОренДС так называемая «болонская система», то есть двухуровневое высшее образование – бакалавриат и магистратура? Как известно, почти все российское образование перешло в последние годы на эту систему.

Да, наша Церковь живет и функционирует в рамках государства, и многие государственные инициативы находят свое отражение и в деятельности Церкви. Вместе с реформой высшего светского образования в России произошли изменения и в образовании духовном. Все российские семинарии, в том числе и наша, перешли на систему «бакалавриат + магистратура». В Оренбургской семинарии уже несколько лет реализуется бакалаврская программа, а в прошлом году открылась и магистратура, которая, как некогда бакалавриат, в скором времени пройдет государственную регистрацию.

Какую программу реализует магистратура в Оренбургской семинарии?

Решающую роль в выборе магистерской программы для духовной школы сыграл глава нашей епархии митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин. Владыка очень мудро подошел к данному вопросу. Он напомнил об исторических предпосылках создания дореволюционной семинарии и об ее особенностях. Дело в том, что наш регион находится на границе, на стыке множества национальностей и культур, главными из которых являются культура православная и культура исламская. Оренбург – это сердце Евразии, и очень важно, чтобы это сердце не болело, не страдало от распрей и вражды между православными христианами и мусульманами. Об этом прекрасно понимали и создатели нашей духовной школы, – до Революции в Оренбургской семинарии активно изучали религию и культуру мусульман, обязательными предметами в семинарской программе были, например, арабский и татарский языки, история ислама, активно изучался Коран. Все это делалось для того, чтобы православный священник, а вместе с ним его паства, правильно выстраивал отношения с соседями-мусульманами, чтобы в отношениях этих не было недопонимания, ненависти, а, напротив, царили дружба и взаимное уважение.

Вот и мы, открывая магистерское направление в 2017 году, по благословению митрополита Вениамина решили назвать его «Теория и практика формирования межрелигиозного диалога». В течение двух лет студент-магистрант активно будет изучать ислам, как вторую по численности религию нашей области, что впоследствии поможет ему найти формы взаимодействия с ее представителями, построить грамотный и плодотворный диалог не только с исламским духовенством, но и с обычными верующими мусульманами Оренбуржья. А это залог мира и процветания нашей земли.

А студенты духовной семинарии – кто они? Что обычно приводит человека к поступлению в семинарию? Можно ли составить потрет типичного семинариста?

В первую очередь, повторю: семинария готовит прежде всего священнослужителей для Русской Православной Церкви, это ее главная цель, а священство – это не профессия, не специальность, это служение, это особый образ жизни. Поэтому нельзя прийти в семинарию просто так, без особого призвания. Выбирая светскую профессию, молодой человек чаще всего ориентируется на ее престижность, на уровень будущей заработной платы, еще на какие-то чисто внешние критерии, – с семинарией все не так. Здесь, повторюсь, необходимо призвание, как особый призыв Божий, призыв служить у Его Престола.

Однако такого внутреннего желания недостаточно. Абитуриент семинарии должен надлежащим образом подготовиться к поступлению в нашу духовную школу, он должен быть добрым, примерным христианином, имеющим опыт церковной жизни, опыт регулярного участия в таинствах исповеди и Святого Причащения. Было бы замечательно, если бы абитуриент имел за своими плечами опыт какого-либо приходского послушания, например, помогал священнику в алтаре, читал богослужебные книги или пел на клиросе. Такой человек никогда не придет в семинарию случайно, от нечего делать, напротив, он будет воспринимать учебу как радость, как возможность послужить Богу и Его Святой Церкви. Такие студенты составляют большинство в Оренбургской духовной семинарии.

А есть ли какие-то препятствия для поступления в ОренДС?

Да, такие препятствия существуют, мы называем их каноническими. Священником не может быть (а, следовательно, не имеет возможности учиться в семинарии) мужчина, женатый вторым браком, имеющий судимость, имеющий серьезные проблемы со здоровьем. На очном отделении не могут учиться студенты старше 35 лет. Конечно же, не берут в семинарию и людей просто безграмотных и ведущих безнравственный образ жизни.

В любом случае, решение о зачислении или незачислении абитуриента выносит приемная комиссия семинарии. Помимо вступительных экзаменов, абитуриент проходит беседу с духовником семинарии, и на этом этапе, как правило, выявляются все достоинства и недостатки поступающего. Зачастую беседа с духовником играет решающую роль для абитуриента, желающего в дальнейшем стать священником, ведь к священнослужителю предъявляются высокие требования, прежде всего нравственные.

Подробную информацию о поступлении в Оренбургскую семинарию можно получить на ее официальном сайте в сети Интернет.

А может ли поступить в Оренбургскую духовную семинарию православная девушка?

Да, у нас уже в течение двух лет реализуется программа подготовки регентов и певчих церковных хоров, для этого в семинарии специально было открыто регентское отделение. Будущие регенты – а преимущественно это девушки – учатся в семинарии четыре года, учатся очно; помимо музыкальных предметов они изучают общегуманитарные, богословские и литургические дисциплины, также каждая студентка имеет достаточное количество времени для того, чтобы практиковаться в семинарском храме, участвуя в уставных богослужениях.

Кроме того, девушки наравне с мужчинами могут поступить в Центр дополнительного образования Оренбургской духовной семинарии. Центр функционирует в семинарии уже несколько лет, в этом году он впервые выпустил 11 слушателей, которые в скором времени станут или уже стали помощниками настоятелей по катехизаторской, социальной, молодежной или миссионерской работе. Учеба в Центре дополнительного образования длится 2,5 года, занятия проходят в вечернее время в здании семинарии.

Как учится и как живёт студент Оренбургской духовной семинарии? Сильно ли образ жизни семинариста отличается от образа жизни светского студента?

Все-таки по сравнению с обычным светским вузом семинария – это особое учебное заведение со своими присущими только ей правилами и традициями. Мне очень нравится говорить людям о том, что слово «семинария» переводится с латинского языка как «рассадник, теплица». Действительно, семинарист похож на семя, посаженное в мягкую землю теплицы. Семя это регулярно поливают, почву вокруг него рыхлят, сорняки выдергивают, и в результате семя превращается сначала в крошечный росток, потом в небольшой кустик, а затем и вовсе становится взрослым, крепким, здоровым растением, которое способно уже расти и развиваться в открытом грунте, в условиях далеко не тепличных.

Так и семинарист, – ему не нужно заботиться о еде, о жилье, о других житейских проблемах, все его силы направлены на то, чтобы совершенствоваться интеллектуально и нравственно, дабы затем отдавать накопленное духовное богатство людям, которые будут приходить к нему, как к священнослужителю, за советом, за помощью и утешением. В нашей семинарии созданы все условия для такого, в хорошем смысле «тепличного», воспитания. Материально-техническая база духовной школы соответствует всем государственным стандартам, наши учебные аудитории оснащены всем необходимым для комфортной и плодотворной учебы, имеется беспроводной доступ в Интернет, доступ к электронным библиотечным системам. Студент семинарии, обучающийся по очной форме, живет в семинарском общежитии, ему предоставляется комната и четырехразовое питание. Также в общежитии есть душевая, прачечная и тренажерный зал.

В то же время, жизнь в семинарии требует от студента соблюдения определенных правил и норм, выражающихся главным образом в распорядке дня. Распорядок дисциплинирует студента, учит его правильно распределять свое время, не забывать о своих обязанностях.

Отец Петр, расскажите пожалуйста кратко о семинарском распорядке дня?

День у нас, как и всех христиан, начинается с утренних молитв, которые ежедневно в 8 часов утра прочитываются одним из студентов в домовом храме семинарии, освященном в честь великих вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Храм – это духовный центр семинарии, каждый день здесь совершаются богослужения, в которых обязательно принимают участие студенты и студентки. По завершении молитв все завтракают и идут учиться, после третьей пары – обед, после четвертой – полдник.

Затем студенты либо занимаются своими личными делами, либо по благословению начальства исполняют какие-либо послушания, например, зимой чистят снег, а летом подметают двор. Каждый студент понимает, что семинария – это его второй дом, а дома нужно трудиться, поэтому послушания воспринимаются студентами как должное. С 5 до 7 вечера студенты или готовятся в своих аудиториях к следующему учебному дню, или, если это предусмотрено специальным расписанием, исполняют храмовое послушание, то есть читают и поют за богослужением, помогают священнику в алтаре. Каждый студент посещает богослужение два раза в неделю: один раз в будний день и еще раз в воскресенье.

В семь часов вечера все ужинают, и затем наступает свободное время. Кто-то из ребят продолжает готовиться к занятиям, кто-то упражняется в тренажерном зале, кто-то выходит в город, чтобы погулять с друзьями или любимой девушкой. В 10 часов вечера все снова собираются в храме для чтения вечернего правила и после молитв идут в свои кельи отдыхать.

В воскресные дни, а также в дни больших церковных праздников в семинарии объявляются выходные. В этом случае, студент сначала идет на праздничную Божественную литургию, а затем в течение всего дня имеет возможность заняться своими личными делами.

Занимается ли Оренбургская духовная семинария какой-либо общественной деятельностью или это, как говорится, «закрытый клуб»?

Как исполняющий обязанности ректора, могу смело заявить: Оренбургская духовная семинария – открытое учебное заведение, всегда готовое пойти навстречу тому, кто заинтересован в сотрудничестве с нами. И мы сами идем навстречу людям, если видим, что это принесет нам взаимную пользу и духовное обогащение.

В первую очередь, стоит сказать, что преподаватели и студенты Оренбургской семинарии регулярно участвуют в научных и научно-практических конференциях, организуемых высшими духовными и светскими учебными заведениями нашей страны. Причем это не обязательно конференции по чисто богословским вопросам, наши преподаватели и семинаристы интересуются историческими, культурными и социальными проблемами, регулярно публикуются в научных сборниках. Семинария сама каждый год проводит конференции, на которые приезжают гости со всей России. Это всегда радостные события для нас.

Руководство семинарии уделяет большое внимание культурному воспитанию будущих священников, поэтому студенты регулярно посещают театры, кинотеатры, музеи.

Также семинария приглашает гостей к себе. В рамках сотрудничества с Министерством образования Оренбургской области семинария реализует проект, направленный на духовно-нравственное просвещение школьников, изучающих предмет «Основы православной культуры». В течение учебного года студенты старших курсов семинарии проводят для учащихся школ и их учителей экскурсии по нашей семинарии, рассказывая как об истории нашего учебного заведения, так и о православной культуре вообще.

Студенты уже несколько лет посещают детский реабилитационный центр «Гармония» в Оренбурге, где находятся дети из неблагополучных семей или семей, попавших в трудные жизненные обстоятельства. Семинаристы проводят с ребятами беседы, организовывают уроки о православной вере, о морали и нравственности, помогают малышам отвлечься от суровой реальности, стараются наполнить их жизнь радостью и божественным светом.

Визитной карточкой духовной школы является ее хор, состоящий из преподавателей и студентов семинарии. Руководит хором заведующий регентским отделением ОренДС священник Александр Ромашков. Отец Александр сам создал хор, в его составе – только любители. Помимо своей основной деятельности (а хор регулярно поет на архиерейских богослужениях в кафедральном соборе и сопровождает митрополита Вениамина в его поездках по Оренбургской епархии), он представляет нашу семинарию на епархиальных и общегородских мероприятиях, в его репертуаре не только церковные песнопения, но и патриотические и народные композиции.

Помогает ли семинария своим выпускникам в вопросе трудоустройства? Кем обычно становятся люди, получившие теологическое образование?

Не может не радовать тот факт, что практически все выпускники этого года и прошлых лет приняли священный сан и трудятся сейчас в качестве священников и диаконов на приходах Оренбургской и других епархий нашей Церкви. В очередной раз повторю, что семинария готовит, в первую очередь, священнослужителей, и большинство наших студентов на старших курсах уже определяется в вопросе своего будущего служения. Кто-то женится и становится так называемым «белым» священником – и таких выпускников большинство, – кто-то же выбирает для себя путь «черного» духовенства, то есть принимает монашеский постриг и становится священником-монахом.

Правда, бывает и так, что студент не успевает сделать выбор относительного своего будущего в стенах семинарии. Тогда он продолжает свое обучение, поступив в магистратуру, или по благословению правящего архиерея направляется на приход и несет там какое-либо послушание. Естественно, за это время он вполне определяется в выборе своего жизненного пути и спустя некоторое время может стать «белым» или «черным» священником.

Каковы перспективы развития Оренбургской духовной семинарии в будущем?

Мы не стоим на месте: за последние годы руководство семинарии во главе с владыкой-митрополитом сделало очень много для ее развития и усовершенствования. В 2016 году семинария получила лицензию и аккредитацию на реализацию бакалаврской программы по направлению подготовки «Теология», в прошлом году мы открыли магистратуру, в этом году ОренДС получила от Учебного комитета Русской Православной Церкви право проводить курсы повышения квалификации для священнослужителей нашей Церкви. В настоящее время на повестке дня стоит вопрос о лицензировании и аккредитации нашей магистратуры.

Конечно же, одной из первостепенных задач, стоящих перед нашей семинарией, является привлечение большего числа абитуриентов. Мы стараемся, чтобы о нашем, не побоюсь этого слова, уникальном учебном заведении узнали все, кто хотел бы послужить Богу, Отечеству и людям.

В планах у нас и создание церковно-археологического кабинета – небольшого музея, который бы освещал историю Оренбургской семинарии и всей нашей епархии. В рамках кабинета мы также планируем сделать тематические выставки, посвященные церковному искусству, иконописи, подвигу новомучеников и исповедников Российских. Все это направлено на воспитание подрастающего поколения, формирование у него духовно-патриотических ценностей, без которых невозможно представить себе настоящего гражданина России.

Отец Пётр, просим Вас сказать несколько слов для тех людей, которые будут поступать в ОренДС в будущем.

В Священном Писании есть такие слова: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37). Эти слова вполне можно применить к нашей епархии, остро нуждающейся в образованных священнослужителях. Оренбургская духовная семинария в меру своих сил и возможностей старается решить этот кадровый вопрос, поэтому мы всегда рады людям, приходящим к нам учиться. И мне хотелось бы пожелать, а скорее даже посоветовать нашим будущим абитуриентам очень серьезно и осмысленно подойти к данному вопросу.

Дорогие друзья, если вы мечтаете поступить в нашу духовную школу, в первую очередь, готовьте себя к этому. Посещайте храм, найдите священника, близкого вам по духу, который смог бы впоследствии написать вам рекомендацию, без которой нельзя стать студентом семинарии. Учитесь читать богослужебные книги, в меру сил изучайте христианское вероучение и церковную историю, ну и, конечно же, молитесь Господу, «чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:38). Божией помощи вам!

Спасибо за интервью, отец Петр!

Спасибо, Андрей!

Беседовал Андрей Проскуряков