Патриарх Игнатий: взлет и падение

Патриарх Игнатий: взлет и падение

Научная статья преподавателя Оренбургской духовной семинарии иерея Александра Щукина ко Дню народного единства.

Смутное время – это период истории России, когда Русское государство и Русская Церковь стояли на краю гибели. Но великая держава не сорвалась в пропасть небытия, не оказалась в объятиях римской унии и не была поглощена польско-литовской федерацией.

По молитвам Пречистой Матери своей, Господь спас Россию, спас молитвами верных соработников своих, священномученика патриарха Ермогена и святого патриарха Иова. Во многом именно эти иерархи олицетворяют собой победу над смутой, внешней агрессией и католической экспансией.

Но как среди двенадцати ближайших учеников Спасителя был предатель, так и в смутное время Российской истории нашелся архиерей, который был готов, ради земного благополучию, пойти против правды Божией и своей совести. Этим наемником, а не пастырем, был архиерей (греческого происхождения) Игнатий, который занял патриарший престол в Москве, после ссылки в Старицу первого русского патриарха Иова.

 

У гражданских историков личность Игнатия освящается вскользь, в контексте событий смутного времени. Исследователи истории Русской Церкви уделяют большее внимание патриарху Игнатию. Но и те другие почти всегда дают отрицательную оценку личности Игнатия. Кто-то ставит его в число досинодальных патриархов, другие называют его лжепатриархом, а кто-то считает Игнатия приверженцем и распространителем унии. Кем же на самом деле был этот «лукавый грек»?

Во второй половине девятнадцатого столетия увидели свет несколько исторических трудов, которые пытались дать объективную и полную оценку личности патриарха Игнатия. Это исследования Руфа Григорьевича Игнатьева «Лжепатриарх Игнатий» и Николая Васильевича Левитского «Игнатий, Патриарх Московский», вышедшие в 1879 и 1887 годах.

В данной статье на основании имеющихся материалов и исследований  мы попытаемся проследить жизненный путь, взлеты и падения патриарха Московского Игнатия.

Будущий московский патриарх родился примерно в 1540 году на острове Крите .

Есть две основные версии его жизни до приезда Московское государство.

Первая гласит, что Игнатий, избрав стезю церковного служения, стал архиепископом острова Кипра, который в то время был венецианской колонией (возможно именно здесь приобрел опыт общения с латинским духовенством). Когда же турки завоевали Кипр и начали притеснять греческое население, Игнатий бежал в Рим, где, по мнению митрополита Макария, возможно принял унию .

Вторая версия принадлежит современнику Игнатия (его соотечественником) архиепископу Элассонскому Арсению. Он утверждал, что будущий патриарх «был не с Кипра, а с горы Афонской, и был там епископом соседнего города Эриссо» .

Существует и третья версия биографии Игнатия до приезда в Москву, которую выдвинул Николай Васильевич Левитский, он предполагал, что возможной родиной патриарха Игнатия был Константинополь .

Если придерживаться первой версии, которую разделяют большинство исследователей, то необходимо сказать, что в 1571 году остров Крит был захвачен османами, что конечно обернулось огромным бедствием для православных греков и Кипрской Церкви. Возможно именно тогда Игнатий покидает остров и отправляется в Рим, об этом пишет Карамзин в своей «Истории государства Российского»: «был изгнан (Игнатий прим. А. Щ.)из отечества турками, жил некоторое время в Риме». Известно, что бывший епископ Кипра прибывал в Вечном городе, примерно до середины девяностых годов шестнадцатого столетия. Род его занятий в Риме доподлинно не известен. По мнению Знаменского Игнатий воспитывался в «вечном городе» , что могло приблизить его унии. Возможное принятие унии в Риме, как мы уже выше упоминали, допускал и митрополит Макарий (Булгаков). Очень вероятно, что именно во время своего проживания в папской столице, будущий патриарх Московский усвоил латинскую доктрину о единстве Церкви под омофором наследника святого Петра. Когда Второй Рим пал, в Рим первый бежали многие образованные греки и представители греческого духовенства, так в Риме специально для обучения греков папой Григорием XIII основана коллегия Святого Афанасия . Этот факт свидетельствует о том, что проживание и учеба будущего архиепископа рязанского в Риме была вполне возможна.

В конце шестнадцатого столетия Игнатий прибывает в Московское государство. В исторической науке нет единой даты приезда будущего патриарха в столицу Третьего Рима. Так Карташев считал, что Игнатий отправился в Москву как представитель Александрийского патриархата на коронацию Федора Иоанновича, которая состоялась 10 июня 1584 года. По мнению митрополита Макария: «наслышавшись о благочестии русского царя Федора Ивановича и об его благосклонности к греческим иерархам, в 1595 году прибыл в Москву» . Некоторые авторы называют 1593 год датой приезда Игнатия в первопрестольную . Архиепископ Арсений говорит о прибытия Игнатия для участия в венчании на царство Бориса Годунова, которая состоялась в сентябре 1598 года . В середине девяностых годов шестнадцатого века в Москву прибывает миссия Константинопольского патриарха «именно с ней мог приехать и архиепископ Игнатий» . Большинство же авторов все склоняются к 1594 или 1595 году .

Судя по тому, что Игнатий остался в Москве, можно предположить, что его приняли в первопрестольной хорошо. В 1600 году предполагаемый бывший епископ Кипра становится представителем Константинопольского патриарха в Москве . В 1603 «благодаря заступничеству Бориса Годунова» Игнатия назначают на вдовствующую Рязанскую кафедру , по иронии судьбы Игнатий первый из русского епископата предаст династию Годуновых. Возможно длительное пребывание архиепископа Игнатия на покое (примерно с 1594-1595 по 1603 год) можно объяснить недостаточным знанием языка и русских церковных обычае, эту мысль выражает исследователь Ульяновский .

«Рязанская и Муромская епархия занимала в начале XVII века обширную территорию, и ее руководители играли важную роль в жизни Русской Церкви» . О деятельности архиепископа Игнатия на Рязанской кафедре ничего не известно, но как замечает Николай Васильевич Левитский: «в его управление церковию не было замечено ничего такого, что могло бы скомпрометировать рязанского владыку, как православного архиерея» .

Когда объявился самозванец, Игнатий повинуясь воле святейшего Иова анафеманствовал появившегося в Польше, будто бы чудом спасшегося царевича Дмитрия. «И даже, судя по десятне (список городовых дворян и детей боярских) 19 мая 1604 г., отправил в собранное против самозванца войско архиепископских детей боярских» .

13 апреля царь Борис Годунов внезапно скончался. Один за другим, русские города присягали новоявленному царевичу Дмитрию. «Теперь, когда по выходе Димитрия из Орла ему присягнула вся Рязанская земля» , рязанский архиепископ не пошел против воли своей паствы, но следуя общему настроению народа, «первым из русских архиереев признал в нем (самозванце прим. А. Щ.) царевича Димитрия и в таком качестве встретил его в Туле, присягнул ему и привел к присяге других» . Костомаров проводит следующую параллель между Лжедмитрием и Игнатием: «этот архипастырь во многом сходился с царем: был он нрава веселого, любитель прекрасного пола, снисходителен к себе и другим, не суровый, не понурый аскет, и притом разделял с Димитрием его веротерпимость и расположение к Западу» .

10 июня патриарх Иов, который обличал москвичей за предательство клятвы Федору Борисовичу и признание самозванца, был выволочен из Успенского собора Московского кремля прямо во время литургии, облачен в рясу простого монаха, избит, претерпев поношения и издевательства, отправлен в ссылку.

20 июня, когда Лжедмитрий парадно вступал в столицу, Игнатий был с ним и разделял его триумф, рязанский епископу как полагается патриарху шел с предношением креста.

 

Уже 24 июня по приказу Лжедмитрия был созван собор, на котором по предложению Лжедмитрия, новым Московским патриархом был избран Игнатий. Но едва ли это было вполне законным, «святитель Иов не был ни низложен, ни тем более лишен сана (что было прерогативой Священного Собора). Избрание же Игнатия проводил собор архиереев с подачи царя, что противоречило и церковным канонам, и светскому законодательству (решение не было утверждено Боярской думой)» . Поставление Игнатия на первосвятительскую Московскую кафедру состоялось 30 июня и совершалось по греческому чину, то есть без повторной хиротонии, как было принято Русской Церкви, что так же не добавляла Игнатию легитимности в глазах современников.

 

Дабы предать законность своему новому положению Игнатий дважды направляется в Старицу, испрашивая благословения у святителя Иова, но оба раза получает отказ. Святой Иов, «ведая в нем римския веры мудрование» , проводил своего неудавшегося приемника словами: «по ватаге атаман, по овцам и пастырь».

После своей интронизации 30 июня, новый предстоятель Русской Церкви рассылает окружное послание, в котором провозглашает новоиспеченного царя, законным наследником Московского царства, а по всей стране наказывает петь молебны о царе Дмитрии и его матери, дабы Господь возвысил десницу их над католиками и магометанами. Но мог ли в тех обстоятельствах, патриарх греческого происхождения, который возможно уже вступал в унию и был поставлен по приказу самозванца (о чем он так же упоминает в окружном послании) провозглашать, что то иное? Игнатий всегда плыл по течению, стараясь следовать общим тенденциям и настроениям.

Несомненно, русское общество начала семнадцатого столетия верило, или желало верить, в чудом спасшегося царевича Дмитрия, в законного, прирожденного царя, а не в избранного из бояр Гадунова. И даже абсолютное большинство духовенства признало самозванца, что конечно во многом оправдывает Игнатия как человека, но не может оправдать его как иерарха поставленного пасти стадо Христово, а не потакать настроением этого стада.

Лжедмитрий I был приведен на царство при активной поддержке поляков и Ватикана, и хотя прямых гонений на Православную веру и насаждения католицизма в Москве, с началом его правления не началось (он даже наоборот благодетельствовал монастырям православным братствам), Рим и Варшава возлагали на самозванца большие надежды. С вступлением на престол Лжедмитрия, сразу же начинается тайная подготовка к унии.

И конечно всегда следующий тенденциям, Игнатий не мог не способствовать этой подготовке, или, во всяком случае, не собирался мешать ей. Как указывают нам исторические документы, Игнатий был готов на унию, это видно из переписки папского нунция Ронгони и кардинала Боргезе.

С другой стороны Н. Левитский придерживается мнения о том, что Лжедмитрий и Игнатий были только лишь снисходительны к папистам, но в ближайшей перспективе не желали утверждать в России латинскую унию, они как бы были вынуждены терпеть католиков, во многом, благодаря которым они пришли к власти.

Однако первоначальная полная поддержка Лжедмитрия, русским епископатом и духовенством, сменилась настороженностью и недоверием, так как поляки-католики (при поддержке которых самозванец пришел в Москву) уже начинали творить бесчинства в русских городах, грабили храмы и монастыри, издевались и убивали представителей духовенства и монашества. А тем более, невиданное дело, в Кремли иезуиты совершают мессы под звуки органа!

Особенно недовольство, чрезмерным покровительством латинянам выразилось, тогда когда «царевич Дмитрий» пожелал венчаться с Мариной Мнишек (с которой они уже раньше повенчались по латинскому обряду). Митрополит Казанский Ермоген (будущий патриарх-мученик) и епископ Иосиф Коломенский, а так же часть протопопов, которые на ставленнической присяге клялись не допускать смешанных браков православных с армянами-монофизитами и католиками. Они требовали от «прирожденного царя», по русскому обычаю, покрестить Марину в Православие, то есть её латинское крещение признавалось не действительным (еретическим).

 

Конечно, фанатичная католичка Мнишек и тайный католик Лжедмитрий, не могли согласиться на перекрещивание будущей царицы. Патриарх Игнатий, будучи греком (греки латинян не перекрещивали), тем более проживавшим на католическом Западе и даже возможно получившим там образование, не придерживался столь ригористкой позиции как Ермоген и Иосиф. По традиции принятой в  XVI-XVII столетиях в Восточных Церквях Марину решили принять в Православие через Миропомазание. Митрополит Казанский и епископ Коломенский не желали с этим мериться, за что и были подвергнуты репрессиям со стороны самозванца, Ермогена выслали в Казань, а Иосифа отправили на покой.

Дабы не вызывать волнений среди православного населения Лжедмитрий просил у папских представителей в Москве разрешить Марине Мнишек, хотя бы внешне исполнять православные обряды, по мнению Александра Авдеева такое решение проблема одобрял и Игнатий . Но взять на себя  ответственность по столь важному делу, даже коварные иезуиты не могли. Лжедмитрию пришлось просить самого римского первосвященника, чтобы он разрешил православное миропомазание и причащение. Рим категорически отказал самозванцу.

Несмотря на неодобрение Ватикана, православное миропомазание над Мариной всё-таки решено было совершить, причем совместно с двумя другими важными священнодействиями, браковенчанием и помазанием на царство. Игнатий покорно согласился на такую схему действий, три таинства подряд были совершенны в неправильной последовательности и довольно сумбурно – вполне иезуитский компромисс. Особенное недовольство у москвичей вызвало то, что в конце всего действа, когда Лжедмитрий и его супруга должны были причаститься, они этого не сделали. В дальнейшем, патриарх Филарет на соборе 1620 года, еще вменит Игнатию в вину предложение Христовых Тайн самозванцу и его супруге-католичке, показательно, что именно патриарх Игнатий совершил поставление Филарета в митрополита Ростовского.

Патриаршество Игнатия продлись с июня 1605 по май 1606 года, то есть по сути он был патриархом чуть менее одного года.

17 мая Лжедмитрий I был убит в результате боярского заговора, который возглавил будущий царь Василий Шуйский. По указанию царя Василия, Игнатий как пособник самозванцы, был заточен в Чудовом монастыре. Собор, который был созван для избрания нового предстоятеля Русской Церкви, постановил: «повелением государя царя и великого князя Василия Ивановича… и советом всего Священнаго Собора Игнатия патриарха, егоже без священных рукоположений возведе на престол розстрига, сего в Чюдов монастырь послаша под начало, яко да совершенно навыкнет благочестия веры иже во Христа Бога» . По сути собор основывал низложение Игнатия на том, что он был поставлен в патриархи по греческому чину, то есть без повторной хиротонии. Для низложения Игнатия были и другие основания, он стал патриархом еще при живом святителе Иове, который не был осужден собором и не был лишен патриаршего звания, Игнатия выбрал Лжедмитрий, а собор только подтвердил решения самозванца, по обычаю же необходимо было сначала собору избрать нескольких кандидатов, из которых выбирал государь.

Игнатий пробыл в заключение до 1611 года, поскольку патриарх Ермоген, который не желал мириться с польско-католической интервенцией, был отправлен в заточение в тот же Чудов монастырь, а Игнатий был освобожден. Поляки, которые хозяйничали в Москве, торжественно восстановили бывшего узника Игнатия в патриаршем достоинстве (что конечно было лишь формально, так как поляки такими полномочиями не обладали).

Игнатий наверняка чувствовал шаткость своего положения (нелюбовь русских людей к греку пособнику латинян-захватчиков), к тому же к столице подходило народное ополчение, что так же свидетельствовало, о том, что власти поляков в Москве приходит конец. Все это, в конечном счете, подвигло Игнатия бежать, при чем по сообщению Арсения Элассонского он прихватил с собой из патриаршей казны «многие драгоценнейшие предметы, золото, серебро и весьма много жемчуга» , но по дороге его обваровали разбойники. Близ осажденного интервентами Смоленска, ограбленный экспатриарх был остановлен польскими войсками и отправлен к королю Сигизмунду, который предложил Игнатию возвратиться в Москву или отправиться в Речь Посполитую. Сигизмунд не хотел отпускать бывшего патриарха, который еще мог пригодиться в деле подчинения Московии. Бывший первосвятитель решил не возвращаться в Москву, где поляки и их приспешники утрачивали свои позиции, он поселился в Вильно (там находилась резиденция униатских митрополитов), в Троицком монастыре.

О жизни Игнатия в Вильно осталось мало свидетельств. Исследователь Митрофанов отмечает, что именно в Вильно Игнатий сблизился с будущим униатским митрополитом Вениамином, под влиянием которого экспатриарх и принимает унию. Польские власти относились с уважением к беглому патриарху, в 1615 году Сигизмунд III подарил Игнатию дворец, который ранее принадлежал Витебскому архиепископу.

В 1616 году, королевич Владислав, который считал себя полноправным наследником русского престола, предпринял попытку вторжения в пределы Московского государства. У Владислава как «законного царя» был и «законный патриарх» — «В обозе поляков в Москву ехал бывший Патриарх униат Игнатий» . Но поход на Москву Владислава окончился неудачей, и Игнатий так и остался в Вильно, где скончался в 1640 году. Иезуиты и униаты погребли его со всеми почестями приличными патриарху в Троицком монастыре.

В нашей статье мы попытались, проследить жизненный путь второго Московского патриарха Игнатия, мы старались давать объективную оценку этой личности, опираясь на опыт предыдущих исследователей, которые рассматривали в своих работах эту противоречивую персону.

Многие авторы, чрезмерно негативно оценивают личность Игнатия. Некоторые историки сомневаются, был ли Игнатий православным, когда стал патриархом. Но с таким радикальным мнением вряд ли можно согласиться, тогда мог ли святой Иов поставил бы на Рязанскую кафедру еретика или униата? С другой стороны учившийся на Западе грек, имел крайнюю терпимость к латинянам, к чему добавлялось полная покорность светским властям. И когда бывший патриарх бежит из Москвы в Польшу, долгое время, прибывая среди униатов, он все же обращается в унию.

 

В итоге можно сделать вывод — Игнатий был во всех смыслах человеком своей эпохи и своего народа. Исследователь Митрофанов называет его «лукавым греком».

Мы не найдем Игнатия в диптихах Московских патриархов, но современники признавали его патриархом, о чем свидетельствуют письменные источники семнадцатого столетия. Грек Игнатий не смог стать настоящим русским патриархом, таким как святитель Иов и Ермоген —  борцами за чистоту Православия и за свободу Отечества. Он всегда следовал из земного расчета, часто забывая о правде Божией. В итоге его быстрый взлет, закончился столь же стремительным падением.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Авдеев, А. Патриарх Смутного времени [Электрон, ресурс] / А. Авдеев // Церковный вестник. – 2012. — Электрон, дан. (1 файл). -URL: http://www.e-vestnik.ru/analytics/patriarh_smutnogo_vremeni_4663/ (29.09.2014).

2. Знаменский, П. В. Руководство к Русской Церковной Истории [Текст] / П. В. Знаменский. – Минск: Изд-во Белорусский Дом печати, 2005. – 575 с.

3. Карташев, А. В. Очерки по Истории Русской Церкви т. 2 [Текст] / А. В. Карташев. – Минск: Изд-во Белорусский Экзархат, 2007. – 561 с.

4. Костомаров, Н. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия 1604-1613. [Электрон, ресурс] / Н. Костомаров // Собрание сочинений Н. И. Костомарова. Исторические монографии и исследования. — Электрон, дан. (1 файл). -URL: http://dugward.ru/library/kostomarov/kostomarov_smutnoe_vremya1.html (29.09.2014).

5. Левитский, Н. Игнатий, патриарх Московский [Текст] / Н. Левитский // Христианское чтение. – СПб. 1886. – № 11-12. – С. 538-590.

6. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Книга 6: период самостоятельности Русской Церкви (1589-1881) [Текст] / митр. Макарий (Булгаков). – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 799 с.

7. Митрофанов, И. «Лукавый грек» [Электрон, ресурс] / И. Митрофанов // Благовест. – 2012. — № 12. — Электрон, дан. (1 файл). -URL: http://www.blagovesti.ru/arhiv/2012/n12.files/grek.htm (29.09.2014).

8. Папулидис, К. К. Из истории русско-греческих связей конца XVI — начала XVII в. (О происхождении московского патриарха Игнатия) [Текст] / К. К. Папулидис // Византийский временник. – М. 1977. Т. 38. С. 154-156.

9. Петрушко, В. Русская Церковь после смуты, в период «Межпатриаршества» (1612-1619 гг.) [Электрон, ресурс] / Электрон, дан. (1 файл). -URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/436308/ (29.09.2014).

10. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Гермогена [Электрон, ресурс] // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. — Электрон, дан. (1 файл). -URL: http://www.bibliotekar.ru/zhizneopisaniya/28.htm (29.09.2014).

11. Православная энциклопедия т. XXI Иверская икона Божией Матери – Икиматарий [Текст] / под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – М.: Православная энциклопедия, 2009. – 752 с.

12. Pontificio Collegio Greco Sant’Atanasio Ελληνικo Κολλεγιο Αγιου Αθανασιου [Электрон, ресурс] / Электрон, дан. (1 файл). -URL: http://collegiogreco.blogspot.it/2010/09/chiesa-greco-cattolica-ucraina.html (29.09.2014).