Научная статья преподавателя Оренбургской духовной семинарии иерея Александра Щукина ко дню памяти благоверного Александра Невского.
Александр Невский – великий правитель, выдающийся полководец, успешный дипломат, образец нравственности и духовности, по словам современников: «солнце Русской земли». Роль этого человека в истории российского государства поистине огромна. Божиим Промыслом, трудами благоверного князя-воина, Русь отразила военную и идеологическую агрессию западных соседей. Заключив неравный союз с монгольскими завоевателями, святой Александр проявил поистине монашеское смирение, чтобы Русское государство смогло накопить достаточно сил для отпора врагам с Востока и Запада.
Быв успешным в делах мирских, благоверный Александр не шёл на сделку со своей совестью, как часто поступают «благоразумные» правители. Благочестивый и верный Православию князь просиял в лике святых Российской Земли и ныне молится пред Престолом Божиим о помиловании нашей многострадальной Родины.
Нетленные мощи благоверного князя были обретены перед Куликовской битвой в 1380 году, в то время снова решался вопрос: «быть или не быть Святой Руси», и уже тогда установлено местное почитание Александра Ярославовича. В грозные времена шестнадцатого столетия, когда вновь нависла угроза с Запада, состоялось общецерковное прославление. С этого момента православные христиане России обращают свои прошения, к благоверному князю, испрашивая его молитв пред Всемилостивым Богом. С момента канонизации в 1547 году появляются первые изображения святого князя, самые ранние из них мы находим на миниатюрах Летописного свода XVI века. Большинство из дошедших до нас икон, допетровской эпохи представляют, благоверного князя в схимнической мантии, как монаха (перед смертью благоверный правитель принял схиму с именем Алексий). Однако некоторые изображения представляют святого Александра в княжеских одеждах, как например, в росписи Архангельского собора в Кремле. Но это исключение, которое подчёркивает правило. Так в «Сводном иконописном подлиннике» иконографический облик князя описывается следующим образом: «…брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист».
Но в начале XVIII века в России происходят кардинальные перемены. Великий Пётр рубит окно в Европу. Чтобы осуществить этот грандиозный, замысел ведёт войну со Швецией, для выхода к Балтийскому морю и основывает новую северную столицу. Чтобы освятить град на Ниве, из Владимира в Петербург переносятся святые мощи благоверного Александра, который и сам немало потрудился для безопасности северных пределов и успокоения воинственных соседей. Теперь святой князь объявляется покровителем нового стольного града и всего Российского государства. Пётр не понимал великую роль монашества, в его понимании великий правитель и смиренный чернец не могли сосуществовать в одном лице. «Постановлением Святейшего Синода от 15 июня 1724 г. благоверный князь Александр Невский был запрещён к изображению в монашеских одеждах: «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а токмо «во одеждах великокняжеских». Также не только допустимым, но и желательным стало изображение в латах» , как защитника Отечества и благородного рыцаря. Таким, по мнению Петра, должен был предстать благоверный князь перед своим народом. «Одним из наиболее известных иконописных типов святого Александра, в послепетровскую эпоху, был образ, созданный известным русским художником, профессором Петербургской Академии художеств Василием Шебуевым, написавшим его для иконостаса Казанского собора Санкт-Петербурга» .
«Несмотря на запреты и возможные неприятности, традиция изображения святого в монашеских одеждах продолжала ещё существовать и у православных, и у старообрядцев» .
Итак, на смену князю в монашеской ризе, который олицетворял духовную высоту и подлинное смирение, приходит облачённый в червлёную мантию воин, закованный в доспехи. Подобно тому, как патриархальное Московское государство уступает место Великой Империи Петра. Олицетворением новых веяний в храмовой живописи явились работы живописца Генриха Семирадского, который по заказу государственной комиссии написал ряд событий из жизни благоверного князя. «Александр Невский у Семирадского — молодой, энергичный, волевой воин и государственный деятель, в облике которого святость может только угадываться. По сути, художник написал не иконы, а исторические композиции, более подходящие для академических выставок, чем для храма» .
Секуляризация, которая началась с Петра, продолжалась и при его приемниках, затронув все стороны жизни России. Это вызвало духовный кризис, который побудил многих к поиску духовных и самобытных начал своего народа. Именно такой самобытной индивидуальностью стал В.М. Васнецов, который выполнил в 1880-е гг. основную работу по росписи Владимирского собора в Киеве. «Трактовка Васнецовым образа святого князя Александра значительно отличалась от типично академической. Как истинный представитель и один из основоположников так называемого «русского стиля», Васнецов внёс в образ черты былинно-сказочной поэтики, народного фольклора. Во внешнем облике князя художник акцентировал его славянство, изобразив русоволосого, кудрявого и бородатого богатыря» .
Более чем примечательны работы Михаила Нестерова. «В 1892 году он получил заказ на исполнение образов для строившегося в Петербурге храма Воскресения Христова. На эскизе к этому образу, позднее воплощённому в мозаике, святой Александр Невский изображён молящимся накануне Невской битвы. В облике святого князя Нестеров выделяет не воинскую доблесть, не богатырство, а его смирение перед волей Божией, готовность к покорному исполнению возложенного на него долга» .
Россию, в начале XX века, постигла революционная катастрофа, в те смутные годы, народ обезумел, ему не нужны были герои прошлого. Всё что вчера ещё было свято, сегодня вменялось ни во что.
Но наступил 1941 год, с началом Великой Отечественной Войны, произошло некоторое отрезвление народа и государства. Великие и славные предки, снова были призваны вдохновлять советских воинов на бой с врагом. Это хорошо видно на фрагменте известного триптиха Павла Корина. Который представляет князя Александра, как могучего воина, это подчёркнуто в его высоком росте, он как бы возвышается над зрителем. В его суровом взгляде, который обращён в сторону врага, можно увидеть что-то монгольское, как бы в противовес белокурым и голубоглазым немцам. Он стоит уверенно, будто весь из калёной стали, врастая в землю, держа смертельной хваткой булатный меч. На заднем плане мы видим стяг с образом Нерукотворного Спаса, внизу белокаменная твердыня Софийского собора, справа чуть ниже видим княжескую дружину. Картина была создана Павлом Дмитриевичем в разгар войны, в дни, когда под Сталинградом кипела ожесточённая битва, когда особенно был востребован подобный героический образ борца с фашистскими оккупантами.
Рассматривая изменение и развитие образа Александра Невского в изобразительном искусстве России, можно проследить, какие именно идеалы и примеры для русского народа были важны в ту или иную историческую эпоху.
Современная российская культура возрождает славные традиции предков. Образ благоверного князя засиял на иконах, воздвигаются монументальные памятники в честь святого князя, строятся храмы. Кинематограф тоже подхватил эту эстафету. Сегодня мы видим Александра Невского как доблестного воина, как великого правителя, как святого монаха, всё, что собрано в этом великом человеке, мы можем найти в современном искусстве. Образ благоверного князя Александра, востребован российским обществом, так как именно его пример может сплотить вокруг себя народ многонациональной России. Будем же следовать примеру этого великого соотечественника и угодника Божия, чтобы спасти душу и сохранить Отечество.