Фильм «Пятая печать»: Томоцеускакатити или Дюдю?

Фильм «Пятая печать»: Томоцеускакатити или Дюдю?

Нравственно- богословский анализ фильма «Пятая печать» преподавателя Оренбургской духовной семинарии Сергея Волкова

Действие фильма происходит осенью 1944 года, после салашистского переворота.

Каждый вечер в маленьком кабачке маленького венгерского городка собираются «маленькие люди» — четыре приятеля: часовщик Миклош Дюрица, книготорговец Ласло Кираи, столяр Ковач и хозяин кабака Бела. В кабачке тепло и уютно, а за его стенами бушует война, свирепствует тайная полиция, по ночам бесследно исчезают соседи с «неправильными» политическими взглядами, или с «неправильным» расовым происхождением… Но друзья утешают себя тем, что хотя они «маленькие люди» и не в силах ничего изменить, но у них, по крайней мере, чистая совесть. Мирно выпивая и обсуждая житейские мелочи, сдобренные робкими упреками в адрес властей и войны, они совершенно не подозревают, что вскоре им предстоит сделать самый важный выбор в их жизни…

Один из них часовщик Миклош Дюрица в тот вечер предлагает троим своим собеседникам непростую нравственную задачку: «Представьте себе остров, которым правит жестокий тиран Томоцеускакатити, мучитель и убийца. И есть раб по имени Дюдю, которого тиран подвергает жестоким истязаниям: вырывает язык, выкалывает глаза, насилует и убивает дочь и сына раба. Раб утешает себя тем, что он никому не причиняет зла, и совесть его чиста. А тирану даже и в голову не приходит, что он делает что-то плохое, совесть его не мучает, да он и слова-то такого не знает… И вот вам предстоит выбор — стать либо этим тираном, либо этим рабом. Только эти две возможности, никаких других вариантов. Что вы выбираете?». После некоторого замешательства все трое признают, что выбрали бы жизнь тирана — да и кто же сам добровольно выберет долю несчастного раба?

Этот разговор слышит случайный посетитель кабачка, фотограф Кесеи, считающий возможным насильно вкладывать свои «правильные» мысли другим людям. И вот, когда все возмущенно терзались сомнениями, Кесеи заявил, что он выбирает участь Дюдю. Но четверо друзей ему не верят. На этом все расходятся по домам, а раздосадованный фотограф вспоминает Пятую Печать Апокалипсиса и решает, что его обидчики должны  искупить вину неверия, принеся «свидетельство» мучеников. В итоге он доносит в тайную полицию, что четверо друзей ведут разговоры, в которых нелестно отзываются о властях…

Между тем о выборе самого часовщика ничего не ясно. Остальные трое в тайне друг от друга после долгих раздумий, казалось, выбирают бессовестного тирана. Но не все так просто – одно дело свидетельство словом, другое – делом…

На следующий день всех четверых арестовывают и доставляют в тайную полицию. Тюремщики, желая подавить личность и уязвить человеческое достоинство своих заключённых (чтобы они даже не думали вести борьбу с режимом), предлагают сделку: каждый, кто два раза ударит избитого до полусмерти и распятого на цепях человека, будет немедленно отпущен на свободу. И вот Ковач, вызывается первым, но, подойдя к жертве, падает, не в силах поднять на него руку. Его уводят. Вторым пытается совершить сложный поступок Кираи, но Бела не даёт ему и сам бросается на мучителей —  его расстреливают. И только Дюрица превозмогает себя и ударяет дважды, хотя это и даётся ему нелегко.

Дюрицу тут же выпускают, и он бредёт в шоке по улицам. Он видит, как бомба попадает в тюрьму и сносит ее полностью.

Итак, выбор сделан…

Кратко описав сюжет фильма, теперь попробуем его проанализировать. С первого взгляда может показаться, что весь смысл фильма лежит в вопросе часовщика. Но вдумавшись, мы сможет понять, что в нем есть и немало евангельских образов, центральным из которых стали Страсти Христовы. И в этом фильме, как и в евангельских повествованиях, снова перед людьми, как некогда перед апостолами, встал выбор между царством земным и Царством Небесным, предательством и верой, Иудой и благоразумным разбойником.

Итак, первым по сюжету делает свой выбор фотограф Кесеи. Не смотря на свои слова, на деле он выбирает тирана. Как? – он говорит, что готов стать жертвой, но вместо этого своим предательством приносит в жертву других. Тут невольно вспоминаешь предательство Христа Иудой. Cогласно толкованию некоторых отцов Церкви, Иуда предает Христа не просто из-за денег, но желая Его спровоцировать на восстание против римской власти. Иуда хотел заставить Христа стать земным царем. Так и Кесеи теперь хочет заставить своих собеседников принять страдания.

Следующими сделали свой выбор Кираи, Ковач и Бела. Отказавшись ударить распятого на цепях заключенного, в лице которого они видели образ Иисуса Христа, они отказались от выбора участи тирана и Иуды. Но тогда чью участь они выбрали? Раба Дюдю?  Нет. Раб Дюдю скорее всего похож на идеал человека, описанного Л.Н.Толстым в его «Непротивлении злу силой». Он был жертвой не за правду, а жертвой своей слабости и заблуждения. На самом деле три друга, сделав выбор в пользу голоса своей совести, уподобились благоразумному разбойнику, распятому по правую сторону Христа. И в подтверждение этой мысли важно указать на то, что эти трое, подобно разбойнику, до ареста проводили свою жизнь в угоду себе и своим страстям. Ни во что не вмешиваясь, они были далеки от идеалов самопожертвования.

Сопротивлялся преступному режиму только сломавшийся часовщик Дюрица. Он прятал дома детей тех самых исчезнувших соседей с «неправильными» политическими взглядами или с «неправильным» расовым происхождением. Он делал свой выбор последним и сделал его в пользу раба Дюдю. Подобно Дюдю он выбрал теперь непротивление и позволил себя морально раздавить и уничтожить. Он трижды, превозмогая себя, ударил распятого и тем самым отрекся от своей совести, как некогда отрекся от Христа ап. Петр. И как ап. Петру отречение принесло боль и раскаяние, так и Дюрица теперь будет всю жизнь каяться в этом. Конечно же его падение можно оправдать ответственностью за жизнь детей. Но как же тогда слова Господа: «Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37)»? И как поступим мы, если сейчас наступит новое гонение? Отречемся от Христа ради детей подобно Дюрице или исполним заповедь и восполним число мучеников?

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на Земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Апок. 6:9-11). Дюрицу отпускают с места казни (с тюрьмы) и сразу же после его ухода на это место падает бомба. Так совершается «отмщение» за кровь невинно убиенных, так открывается пятая печать и раздирается завеса.

Справка ОренДС: Пятая печать — фильм-притча по одноимённой повести Ференца Шанты вышел на экраны в 1976 году. В 1977 году получил награду — первую премию (Золотой приз) Московского международного кинофестиваля. В этом же году фильм был переведен на русский язык.

Пресс-служба ОренДС.