Доклад секретаря Ученого совета, заведующего кафедрой Богословия Оренбургской духовной семинарии иерея Павла Скондакова, произнесенный 12 февраля 2016 года на торжественном акте, посвященному памяти вселенских учителей и святителей Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому
Ваше высокопреосвященство, высокопреподобие, честные отцы, братья и сестры!
Сегодня мы празднуем память Трех Святителей и сегодня наш актовый день, день в который мы осознавая всю важность нашего дела, воздаем хвалу Господу и прославляем Его. Но в чем же важность нашего с вами дела? И это вопрос, который ставит перед нами сегодняшняя реальность, важный вопрос. Мы с вами проделали большую работу и много ещё предстоит сделать, нас многие поддерживают, многие нам помогают, каждый из присутствующих здесь принес свой талант, свою жертву. Наше священноначалие, наша администрация, наши попечители, наши преподаватели и сотрудники, и, наконец, наши студенты – все трудятся над одним важным делом – говорят о возможности и нужности духовного образования. Да об этом надо говорить, не только словом, но и делом, и именно о возможности и нужности.
Вот эти двум пунктам я бы и хотел посвятить свой доклад – сказать о возможности и нужности. Но мой доклад носит название – «От естествознания к богознанию», поэтому я буду говорить, размышлять не только над богознанием, но над проблемами взаимоотношения, в конечном итоге, между наукой и религией.
В строгом смысле духовное образование – это путь познания Бога, следовательно, мы будем говорить о возможности и нужности познания Бога. И здесь мы встречаем критику со стороны науки. И критика исходит из следующих соображений – познание должно происходить по определённым правилам, познание должно быть истинным, а для этого оно должно быть направленно на реально существующее. Так, как только реально существующее может стать объектом познания. И наука со всей присущей ей серьезностью вопрошает к нам – «Покажите нам вашего Бога». И как мы ответит на это вопрошание, так к нашему духовному образованию и будут относиться, потому что ответив на вопрос о существовании и истинности Бога, мы снимем претензии и недоверие к духовному образованию. И хотя Теологию и приняли как науку, но со стороны научного сообщества остается много вопросов к нам. Так многие представители науки просто не понимают, как можно изучать Бога и что значит – познать Бога?
Это непонимание вполне объяснимо если вспомнить какие принципы лежат в основе научного познания.
В первую очередь нужно сразу отметить на существенно различие. Научное познание — это образ мысли, богопознание – это образ жизни. Что значит образ мысли? Это значит, что чтобы ваше познавательная деятельность была научной вы должны мыслить определенным образом. Не важно какую жизнь вы ведете – в добродетели или пороке, важно, что вы открыли какой-нибудь закон, или придумали какую-нибудь научную теорию. Науке не интересно и не важно соответствует ли ваша жизнь заповедям Божьим, ей важно соответствует ли ваш образ мысли научному идеалу. Кроме того, по сути существует только три истинные цели научного познания. И цель – получить знание ради знания, далеко не на первом месте. А на первом месте стоит цель – преодоление смерти, на втором – защита от смерти. В первом случае наука производит различные средства для продления жизни, во втором случае разрабатывает способы защиты жизни, крайним и существенным проявлением чего является создание различных средств уничтожения, т.е. оружия.
Обращаясь к целям, поставленным перед религией, мы обнаруживаем, что они, как ни странно, такие же как у науки – преодоление и защита от смерти. Но только религия достигает эти цели своим методом – она обращается к Творцу, к Первоначальнику жизни. Вера в Бога как Творца и вера в Бога, как Спасителя, является основанием для борьбы со смертью. Верующий человек не надеется преодолеть смерть своими силами. Организм человечества не имеет в себе иммунитета, чтобы бороться с болезнью греха – средство от исцеления находится вне человеческой природы.
Также важно отметить необоснованное наделения только научного познания свойством рациональности, в то время как религию, веру, относят к иррациональным формам деятельности человека. Да мы не будем спорить, что наука — это рациональная форма познания, но мы будем спорить, с тем, что наука другие формы противопоставляет научному познанию и противопоставляет рациональности. По учению Церкви человек — это образ и подобие Божие. Существенным свойством человека, как образа и подобия является наличие разума и наличие разумной деятельности. И вся деятельность верующего человека – разумная деятельность, т.к. Господь дав нам в наш образ свойство разумности, призывает нас это свойство раскрыть и совершенствовать, поэтому говорить об иррациональности верующих, мягко говоря не корректно. Но если целью науки является познание тварного мира, то цель религии является познание Творца и через это познание мира. Иисус Христос говорит про Себя: «Я есть Путь, Истина и Жизнь», т.е. Господь дает человеку все – открывает Истину, учит как Истину познать, т.е. говорит об определенных методах познания, но более того, Он говорит, что именно эта Истина даст человеку жизнь. Исходя из этого религиозное познание нельзя относить к иррациональному познанию. Религиозное познание – это сверхрациональное познание, в которое входит и разум, и вера и вся человеческая деятельность вообще. Т.е. в религиозном познании участвует не только разум, но весь человек в своей целостности, поэтому религиозное познание это целостное познание мира, в которое входит и деятельность разума. И только исходя из такого целостного познания мира можно сформировать целостную картину мира, которая и будет отражать всю реальность.
Когда мы говорим о научном познании, то видим, что наука выделяет некоторые методы познания, следование которым делает наше познание научным, есть теоретические, а есть эмпирические научные методы. Моделирование, эксперименты, наблюдения и т.д. – все это отличает научное познание, и те, кто не следует только этим методам выпадает из сферы научного, но, как мы сказали религиозное познание – целостное познание, соответственно для истинной картины мира, нужно использовать не только научные методы, но и религиозные, даже более того в религиозном познании именно религиозные методы познания истины являются ключевыми. Следование только этими методами приведет человека к знанию Бога, знанию Истины. И когда к нам наука вопрошает – «Покажите нам Бога». Мы в ответ говорим – «Используйте наши методы и только наши, и вы узнаете Бога, вы зашли в нашу науку, и только методы нашей науки дадут вам ответ» И внутри науки есть методы, которые действуют, например, только в гуманитарных науках, но не применимы в естественных, и в нашей науке есть основополагающие методы познания истины. И эти методы исходят не из образа мысли, но из образа жизни, как более широкого понятия. И Христос говорит нам об этом образе жизни – «Блаженны чистые сердцем, так они Бога узрят».
Вывод – религиозное познание — это целостное познание, которое включает в себя и научное. Религиозное познание задействует всего человека, а не только его рацио. И, следовательно, всё чем мы с вами занимаемся – организуем духовную школу – это дело первостепенной важности…..