Хиротония архимандрита Алексия (Антипова) во епископа Бузулукского и Сорочинского

Хиротония архимандрита Алексия (Антипова) во епископа Бузулукского и Сорочинского

 25 марта 2012 года, в неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, святителя Григория Двоеслова, папы Римского, и преподобного Симеона Нового Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Литургии св. Василия Великого в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках в Москве.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Алексия (Антипова) во епископа Бузулукского и Сорочинского.


Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин; архиепископ Истринский Арсений; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, настоятель храма святителя Николая в Хамовниках; епископ Орский и Гайский Ириней; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; иеромонах Никодим (Колесников), заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления; духовенство Оренбургской митрополии и г. Москвы. На богослужении присутствовал губернатор Оренбургской области Ю.А. Берг и другие официальные лица.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Алексия на служение и вручил ему архиерейский жезл.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Алексию (Антипову), епископу Бузулукскому и Сорочинскому
Преосвященный епископ Алексий!

Ныне изволением Господним, избранием Священного Синода, силой и наитием Святаго Духа, тайнодействовавшего через возложение на твою главу святительских рук, воспринял ты за Литургией нелегкое и благое бремя епископского служения. Благодать Божия соделала тебя архиереем, дабы ты, подражая Начальнику нашего спасения, был преемником апостолов и продолжателем евангельской миссии.
С сегодняшнего дня ты возглавляешь вновь образованную Бузулукскую епархию. На нелегком поприще архиерейского служения тебе надлежит соработничать с Преосвященным Валентином, митрополитом Оренбургским и Саракташским, собратьями архипастырями и пастырями, с мирянами, общественностью и властями региона.
Здесь тебе предстоит благовествовать спасительное слово Божие, с тем чтобы паства, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображалась в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (см. 2 Кор.3:18). Самоотверженное архипастырское служение не сводится, однако, к одному лишь благовестию: задача всех служителей Церкви, и епископа в первую очередь, состоит в деятельном восстановлении исконного союза человека с Причиной своего бытия и Источником всякого блага — Богом.
Многие наши соотечественники, устав от суетности и погони за призрачным комфортом, ощущая бессилие и безрадостность ценностей современной цивилизации, алчут ныне чистых образцов бескорыстия, доброты и мудрости. Эта потребность сердца приводит людей в храм Божий. Но много и тех, кто прельщается миражами и суррогатами радости, блуждая в стороне от пути спасения. Не все готовы к отказу от соблазнов потребительского существования, к твердому стоянию в отеческой вере, но, тем не менее к каждому из них должно быть обращено твое любящее сердце, ибо избран ты быть «ловцом человеков» (см. Мф.4:19).
Все мы, клирики и миряне, нуждаемся в преображении, в обновлении своей души, в воспитании в себе должного отношения к ближним, к Церкви, к Родине. Именно эту задачу ты будешь решать на епархиальном уровне. Там, на степных рубежах России, ты призван не просто принимать активное участие в насущных духовно-нравственных преобразованиях, а быть их вдохновителем и организатором. Епископ ныне становится ближе к пасомым и может лично содействовать их внутреннему преображению. Важно донести до людей простую, но вместе с тем радикально изменяющую нашу жизнь истину о том, что ничто не может на земле дать человеку подлинное счастье вне общения с Богом. Все остальное мифы, заблуждения и тупики человеческой жизни. Подобно тому, как болезни телесные отступают только тогда, когда в состав лекарства включены все компоненты рецепта, так и духовные недуги исцеляются только тогда, когда мы принимаем все составляющие врачующей нас полнокровной жизни во Святой Церкви.
Наши современники должны осознать, что христианин — это не тот, кто время от времени посещает богослужения и носит крестик, а тот, кто, по слову чествуемого сегодня преподобного Иоанна Лествичника, «сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями» (Лествица или скрижали духовные, слово 1).
Восстановление в человеке образа Божия возможно только тогда, когда человек сам ищет богоподобия, когда он, по выражению апостола языков, не сообразуется с веком сим, но преобразуется обновлением ума своего, чтобы познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (см. Рим.12:2). К этому благодатному деланию его сподвигают заложенная Творцом в его душу жажда горнего, благочестивые примеры добрых христиан, проповедь и отеческое наставление пастырей и архипастырей. Приобщай людей к святоотеческому наследию, которое содержит всю полноту знания о стяжании благодати и возделывании души. Чаще напоминай пасомым о том, что единство Церкви созидается в том числе и общей молитвой и участием в Святых Таинствах, в первую же очередь в Таинстве Святой Евхаристии.
Тебе надлежит откликаться на вопрошания всех прибегающих к помощи Божией и ищущих поддержки и утешения в стенах храма, без различия национальности, гражданства и политических убеждений. Просветительские и социальные проекты, дела милосердия и молодежные программы — всё должно быть свидетельством о том, что тебе небезразличен каждый человек, встретившийся на жизненном пути.
В многообразии архиерейских забот не охладевай к молитве, будь внимателен к своим помыслам, устремлениям, словам и поступкам. Святитель Григорий Двоеслов, чья память сегодня также совершается Церковью, в своем знаменитом труде о пастырском служении предостерегал от опасности всецело погрузиться «в превышающую меру заботы», когда «душа наша, подобно путнику постоянно развлекаемому посторонними предметами, забывает цель, к которой стремится, … уже не чувствует тех недостатков, которые терпит, и не замечает тех упущений и погрешностей, в которые впадает» (Правило пастырское или о пастырском служении, гл. 4). По завету святителя Григория Двоеслова и в соответствии с принесенной тобой архиерейской присягой потщись жить в простоте, благочестии и любви к ближним.
Итак, вручая тебе архиерейский жезл, вторю словам премудрого Соломона: «Все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево Господь же прямыми сделает пути твои и шествия твои в мире устроит» (Притч.4:26-29). Преподай теперь архипастырское благословение предстоящему народу Божию, молившемуся о тебе во время твоей хиротонии. Аминь.