Иерей Александр Щукин. Ко дню памяти священномученика Григория просветителя Великой Армении.

Иерей Александр Щукин. Ко дню памяти священномученика Григория просветителя Великой Армении.

Научное исследование преподавателя Оренбургской духовной семинарии иерея Александра Щукина.
Современное положение иерархического и епархиального устройство Армянской Церкви, а так же Основные отличия Армянской Апостольской Церкви от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Армянская Апостольская Церковь: современное положение

Христианство пришло в страны Закавказье, довольно рано, еще с апостольской проповедью первых веков. Именно здесь в 301 году в Великой Армении, впервые в мировой истории, христианство было объявлено государственной религией. А уже в 451 году в христианском мире произошел большой раскол, в результате которого Армянская Церковь (уклонившись в ересь миафизитства) оказалась оторванной от Вселенского православия, этот раскол произошел во многом, в силу политических разногласий между Восточной Римской империей и Армянскими землями .
После монофизитского раскола в 451 году, армянский народ и его Церковь пережили много потрясений и испытаний, которые показывают силу духа и веры древнего христианского народа, но целью нашей является анализ лишь только современного положения Армянской Апостольской Церкви. Под современным положением мы подразумеваем состояние Армянской Церкви в конце XX и начале XXI столетия.
Что бы лучше понять современное положение Армянской Апостольской Церкви мы обратимся к ее многовековой истории.
Древние предания говорят о том, что христианство пришло в Армению ещё в первом веке, с проповедью апостолов Варфоломея и Фадея . Но до начала третьего столетия, в армянских землях, христиане составляли религиозное меньшинство в языческом государстве.
В конце третьего века правитель Армянского царства Трдат III начал жестокие гонения на христиан. В 300 году по приказу царя состоялась казнь святой мученицы за Христа Репсиме и с ней 36 христианских дев – это кровавое действо оказало огромное психологическое воздействие на Трдата, после чего он тяжело заболел. Сестра царя получала во сне откровение о том, что исцелить ее брата может только брошенный им в темницу Григорий (будущий Просветитель Армении). Григория был освобожден и торжественно принят в столице. Первым делом святой Григорий собрал святые останки дев Рипсимеянок, что бы совершить их достойное погребение. Затем святитель стал проповедовать больному царю Трдату и его придворным (которые так же были поражены страшной болезнью) веру в Единого Бога и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, после наставления в святой вере царь и его свита получили чудесное исцеление.  Трдат III и царский двор приняли Святое Крещения, а христианство было объявлено государственной религией Великой Армении.
В IV персидские правители исповедовавшие зороастризм предпринимали попытки насильственного обращения своих христианских соседей армян в огнепоклонство, а в 387 году Великая Армения прекратила свое существование и была разделена между Персией и Восточной Римской империей.
Находясь под властью идолопоклонников, армяне самоотверженно сражались за свою веру, наилучшим примером такой борьбы стала  Аварайрская битва (26 мая 451 г.), в которой шестидесятитысячное войско армян противостояло двухсоттысячной персидской армии. Битва была проиграна, но последующая изматывающая партизанская война вынудила персов подписать мирный договор признать право армян исповедовать христианство.
В 451 году Халкидонский Собор осудил ересь злочестивого Евтихия. Закавказские епископы не смогли приехать на собор. Решения собора в Халкидоне, осуждающие монофизитство, были отвергнуты армянскими епископами, так как они увидели в них возрождение несторианства .
В 491 г. состоялся Вагаршапатский Поместный собор, на котором архиереи Армянской, Грузинской и Албанской Церквей осудили постановления Халкидона, именно этот момент стал точкой невозврата к Вселенскому Православию для Армянской Церкви на последующие полторы тысячи лет.
В начале VII века католикос Абраам I начал гонения на Православную веру, он заставлял всех священнослужителей Армянской Церкви предавать анафеме Вселенский Собор 451 года, несогласные должны были покинуть Армению.
В середине седьмого столетия Армения подверглась завоеванию арабов, в десятом столетии турок-сельджуков, в тринадцатом Армения была разделена между Грузией и монголами, в четырнадцатом армянские земли разорил Тамерлан. Армения стала полем борьбы тюркских-мусульманских племен, а в последние столетия мусульманского ига Армения была камнем преткновения между персами и османами.
Победы России в войнах с Персией и Турцией в XIX веке, освободили восточные армянские земли, которые вошли в состав Российской империи, в которой русские императоры покровительствовали армянам. Армяне, которые остались под владычеством Турции подвергались притеснениям, которые особенно усилились в конце XIX столетия, а с 1915 по 1923 год притеснения переросли в страшные репрессии и геноцид. Гонениям подверглась и Армянская Церковь, так «преобладающее большинство епархий Константинопольского Патриархата Армянской Церкви, а также Ахтамарский Католикосат перестали существовать» .
В 1917 году Армения стала независимой страной, что сразу спровоцировало агрессию Оттоманской Порты, а в 1921 году Армения вошла в состав СССР. Армянская Церковь, с утверждением советской власти в Закавказье, испытала на себе гонения и силу антирелигиозной пропагандистской машины.
С началом Великой Отечественной войны, Армянская Церковь организовала сбор средств для нужд фронта, в конце войны состоялся «Национально-Церковный Собор ААЦ, на котором представители армянских епархий всего мира избрали Католикосом всех армян Геворга VI (1945-1954)» .
С 1955 по 1994 год католикосом всех армян был Вазген I. Его авторитет среди армян всего мира, позволил осуществить ряд необходимых реформ и преобразований для возрождения духовной жизни в Армении. «К концу 80-х гг. ХХ в. Армянская Церковь постепенно вернула в общественном сознании подобающее ей культурно-историческое значение» . При ликвидаций последствий землетрясения в 1988 году Армянская Церковь так же не осталась в стороне, но собирала по всему миру средства для помощи пострадавшим. С конца восьмидесятых начинается активное храмостроительство, а так же возвращение Церкви в образовательные учреждения Армении.
«В настоящее время центр Армянской Апостольской Церкви находится в Армении, 23 сентября 1991 года провозгласившей свою независимость. Святой город Эчмиадзин, резиденция армянского католикоса, расположен недалеко от армянской столицы Еревана. Распад Советского Союза создал условия для возрождения этой древней Церкви на родине. Были учреждены новые епархии, появились новые общины и организации, стали издавать новые религиозные периодические издания и преподавать религию в школе. Ведется подготовка к празднованию в 2001 году 1700-й годовщины принятия Арменией христианства как государственной религии. На праздновании юбилея в Ереване будет освящено много новых церквей. Вместе с тем, Церковь испытывает острую нужду в образованных священниках и озабочена активностью других религиозных групп, которые сегодня функционируют в стране. Согласно опросам, более 10% населения в 1997 году принадлежало к быстро растущим сектам, и правительство вынуждено было принять меры по ограничению деятельности религиозных объединений, противостоящих Армянской Апостольской Церкви» .
Армянская Церковь – это национальная церковь, которая имеет свои епархии по всему миру, ее чадами являются примерно шесть миллионов армян. В новое время высшим законодательным и исполнительным органом Армянской Апостольской Церкви стал Церковно-Национальный Собор (впервые был созван в 1945 году), в который входят представители духовенства Армянской Церкви (четвертая часть от всех участников Собора), а так же светские лица (представители армянских общин всего мира). Собор уполномочен решать вопросы, касающиеся изменения обрядов и традиций, церковного права, так же Собор является высшим контролирующим органом иерархии Армянской Церковью. На Церковно-Национальном Соборе избирается (в процессе тайного голосования) духовный лидер Армянской Апостольской Церкви католикос всех армян, престол которого находится в духовном центре всех армян Эчмиадзине , при необходимости Собор может сместить католикоса.
«Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 1999 Гарегин II) представляет высшую централизованную церковную власть ААЦ, осуществляет надзор над всеми церковными установлениями, является хранителем догматического учения и блюстителем правой веры и церковного благочестия, главным законодателем и верховным судьей. Знаками отличия Католикоса всех армян являются: титул «Раб Иисуса Христа и, по неисповедимой воле Божией, Первосвятитель и Католикос всех армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Престола Араратского Апостольской Матери-Церкви, святого кафедрального Эчмиадзина», герб, печать, покрывало с изображением Агнца, знамя-хоругвь, большой и малый жезлы, палица, трон, шатиры (почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках), бриллиантовый крест на клобуке. Верховный Духовный Совет при Католикосе в наст. время состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян» . С 1955 года был образован орган, который имеет промежуточное положение между Церковно-Национальным Собором и Верховным Духовным Советом — Архиерейский Синод, который включает в себя весь епископат Армянской Церкви, данный орган периодически собирается для решения насущных вопросов вероучения и дисциплины (если проводить аналогию с Русской Православной Церковью, то армянский Архиерейский Синод соответствую русскому Архиерейскому Собору).
«Эчмиадзинский католикос имеет первенство чести и власти рукополагать патриархов в Константинополь и Иерусалим для окормления армянской диаспоры. При католикосе, кроме Синода, действует монастырский совет и издательский комитет. В юрисдикции Верховного Католикоса находятся епархии: Араратская (Ереван), Ширакская, Грузинская (Тбилиси), Азербайджанская (Баку), Северо-Кавказская и Российская (Москва). За рубежом – 12 епархий и представительства в Лондоне, Милане и Вене. В Эчмиадзине есть академия и семинария.
Второй армянский Киликийсий католикос имеет кафедру в Ливане в Анталиасском монастыре (близ Бейрута). В его юрисдикцию входят: Ливанская, Сирийская и Кипрская епархии. Имеются также три монастырские школы: в Бейруте, Латтаке и Дамаске.
В настоящее время в юрисдикцию Эчмиадзина входят два патриархата: Иерусалимский, основанный в 1311 году, и Константинопольский, основанный в 1307 году. Католикос Армянской церкви является их духовной главой. Он носит перстень, рукополагает епископов, освящает миро и имеет право вето при рассмотрении бракоразводных дел. Вторую степень священства представляют священники – богословы (вердапеты), наделенные правом проповедовать и управлять особыми церковными округами. Затем следуют по чину протоиереи, священники, диаконы – женатые или целибаты. С XIII века введено безбрачие епископата» .
«Армянская церковь признает первые три Вселенских собора, Никео-Цареградский Символ Веры без filioque, крещение через троекратное погружение и миропомазание. Евхаристия совершается на опресноках, вине без добавления воды. Причастие преподается под обоими видами. Таинство Исповеди совершается как и в православных церквях. Таинство священства совершается возложением на главу рук епископа с призыванием Святого Духа» .
«В настоящее время литургия совершается по чину святителя Василия Великого с некоторыми особенностями вследствие сирийского влияния. Авторы богослужебных книг – святитель Григорий Просветитель, Нерсес Великий (IV в.), Маштон, Иоанн Мантакуни и Моисей Хоренский (V в.), которые составили основные молитвословия и песнопения Служебника и других церковных сборников.
Суточный круг богослужения как и у православных. За богослужением применяются музыкальные инструменты: цинга (два медных диска для ударения) и рипиды с подвешенными колокольчиками. В Эчмиадзине пение сопровождается органом» .
Армянская Апостольская Церковь не предает догматического статуса своему календарю (в целом эта Церковь живет по Григорианскому календарю), но в случае санкции архиерея допустимо использование и Юлианского стиля . «Церковный год у армян начинается с 1 декабря. Праздники бывают подвижные и неподвижные, Господние и Богородичные. Двинский Собор (525 г.) установил соблюдать одну седмицу поста в месяц. Соблюдаются посты пред Богоявлением, Пасхой (48 дней), Успением (5 дней). Еженедельными постными днями являются среда и пятница» .
В силу древней традиция в храмах Армянской Церкви мало святых изображений и икон, нет иконостаса. В домах армянских христиан иконы тоже редкость, обычно их заменяет распятие. Причиной этому является, то обстоятельство, что священное изображение в Армянской Церкви должно быть обязательно освящено святым миром и рукою архиерея.
Местной армянской традицией является специфическое крестное знамение: тремя перстами (как у православных) и слева на право (как у католиков) . Другие традиции крестного знамения, которых придерживаются православные и латиняне, воспринимаются армянами не как отклонение от нормы, но как законная традиция этих Церквей.
Армянская Церковь имеет свою систему канонического права, которая в своей основе была сформирована средние века. Однако и в новое время, каноническое право Армянской Апостольской Церкви развивается и старается отвечать вызовам современности.
В рамках нашей статьи мы попытались проанализировать современное положение Армянской Апостольской Церкви, для этого нам пришлось обратиться к самой ранней истории этой древней восточной Церкви. Нельзя понять современное состояние Армянской Церкви, не зная ее прошлого, которое полно трагедий, страданий и героизма.
С самого начала своего существования, Армянская Церковь, делила со своим народом все войны, беды и испытания, терпело иго различных иноземных захватчиков, которые сменяли друг друга. Все это сделало ее (Армянскую Церковь) Церковью, которая хранит дух армянского народа, поэтому Армянскую Церковь, в наилучшем смысле можно назвать национальной церковью. Она и сегодня объединяет армянский этнос, который проживает не только в Армянской республике, но и по всему миру.
С другой стороны Армянская Церковь, которая первой стала духовным монополистом в древней Закавказской стране (с 301 года христианство – государственная религия Великой Армении), уже в V столетии не удержалась в Истине и в силу политических и богословских противоречий, отпала от Единой Соборный и Апостольской Церкви. Такое ущербное состояние Армянской Церкви, не смотря на все усилия по налаживанию диалога между Православием и древними восточными церквями, сохраняется и в начале третьего тысячелетия.
Современная Армянская Апостольская Церковь сохранила неизменными многие древние традиции, она имеет и свои местные особенности, которые она унаследовала из далекого прошлого. Все это не мешает Армянской Церкви проводить необходимые внутренние и внешние реформы, в начале XXI века.
В заключение можно только пожелать, чтобы Армянская Церковь, как и остальные Древние Восточные Церкви, оторванные от Единого Тела Христова, в скором будущем вернулись в лоно Святой Церкви.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бозоян А. А., Юзбашян К. Н., Э. П. Г., архим. Августин (Никитин) Армянская апостольская церковь // Православная энциклопедия. Том III. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — С. 329-355. — 752 с.
2. Гаюк, И. Армянская Церковь как уникальный феномен христианского мира. [Текст] / Ирина Яковлевна Гаюк. – Львов: Издательство Львовского музея истории религии «Логос», 2005. – 228 с.
3. Евсевий Памфил Церковная история. [Текст] / Евсевий Кесарийский. – СПб.: Амфора, 2007. – 491 с.
4. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней, святителя Димитрия Ростовского. Месяц сентябрь. [Текст] – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 677 с.
5. Нерсисян, Е. Таинство Божественной Литургии Армянской Апостольской Церкви [Текст] / Езрас Нерсисян, епископ.– СПб.: 2007. – 127 с.
6. Орманян, М. Армянская церковь: Ея история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ея настоящее [Текст] / Магакия Орманян, константинопольский патриарх; [пер. с франц. Б. Рунта]. – М.: Издание А. М. Будагова, 1913. – 217 с.
7. Официальный сайт Первопрестольного Святого Эчмиадзина христианства [Электрон, ресурс] / Электрон, дан. (1 файл). -URL: http://www.armenianchurch.org/index.jsp?sid=1&id=3&pid=1 (06.02.2015).
8. Робертсон, Р. Восточные христианские церкви: Церковно-исторический справочник. [Текст] / Рональд Робертсон. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999. – 192 с.
9. Соколов, С. История восточного и западного христианства (IV–XX века). [Текст] / Серафим Соколов, протоиерей. – М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2007. – 257 с.
10. Шуляк, С. Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь [Электрон, ресурс] / Сергей Шуляк. – Электон, дан. (1 файл). –URL: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1142436 (06.02.2015).