Преподаватель Оренбургской Духовной семинарии, Мишучков А. А. посетил Святую Землю

Преподаватель Оренбургской Духовной семинарии, Мишучков А. А. посетил Святую Землю

В Израиле Божьей милостью я уже второй раз. Первый раз был в 2006 году на Пасху, встречал сошествие благодатного огня на Гробе Господнем в Великую Субботу. Второе посещение Святой Земли было как бы неуловимым чувством воспоминания чего-то до боли знакомого. Удивило то, что многие места открывались совсем по-другому. Духовное впечатление от некоторых мест было настолько сильное, что некоторое время было чувство внутреннего молчания и сосредоточения, которое не хотелось растрачивать разговорами. В целом общий настрой паломничества был – благодарение Бога за все бесчисленные милости в этой жизни.

Итак, кратко о поездке. Первый день, после прилета ночью в аэропорт Бен-Гурион наша паломническая группа  остановилась в Назарете. Ночной город встречал нас умиротворенностью, тишиной улочек и странной для русской зимы буйной зеленью. Первым местом, которое мы посетили, был храм святого Архангела Гавриила, место где было Благовещение. На каждом святом месте мы читали молитвы и тропари святым или праздникам этого места и заканчивали молитвы пасхальными тропарями и приветствиями. Мысленно представлялись библейские истории, связанные с этими местами. Святую Землю поистине называют четвертым Евангелием. На месте источника Богородицы ощущалась близость произошедшего события, как будто это было вчера. Вот ступени, по которым сходила юная Дева Мария; вот вода, которая была зачерпнута в кувшин; вот камни, которые безмолвно хранят радость благовествуемых слов Архангела: Богородице Дево, радуйся! После радости Благовещения мы поднялись на гору Фавор – место Преображения Спасителя. Из окна автобуса гора Фавор представилась в ожерелье арабского поселения, вечнозеленое подножие престола Божия. Греческий православный монастырь Преображения Господня встречал нас радостным благовестом могучего колокола. Вместе с ним к Небу устремились наши молитвы. Наверное, в напоминание маловерным, 19 августа на Преображение на гору сходит молочное облако, таинственно указывая на истинность фаворского чуда. При Втором Пришествии Спасителя все покаявшиеся грешники облекутся в этот нетварный свет Господа, в Его Пречистую Плоть. Слава Тебе Господи! Кана Галилейская, где Христос был на свадьбе Симона Кананита, в будущем одного из 12 апостолов. Здесь мы разделили радость от вкушения галилейского прекрасного вина и увезли на память несколько освященных рядом с древними водоносами бутылок свадебного вина.  Церковь Двенадцати Апостолов рядом с галилейским озером встречала нас благоуханием цветов, плавно шагающими по дорожкам храма павлинами и золотом фресок. Рядом находился дом, родом откуда был апостол Петр. Около этого берега происходило чудо, где ученики Христа видели Его идущим к ним по водам. Тонкая дорога к высокому холму около галилейского озера привела нас к месту Нагорной проповеди Христа. Рядом с католическим храмом мы пропели заповеди блаженств, данные Спасителем. Голубое небо было так чисто и близко, таким же прозрачным было и состояние души, которая голубем хотела взметнуться в эту хрустальную высь. В Магдала, где был домик равноапостольной Марии Магдалины, сейчас находится русский храм в ее честь. Сестры из Горненского монастыря несут здесь святое послушание. Сохранился Божьим Промыслом святой источник, где она исцелилась по словам Христа. В закатных лучах солнца наша поездка закончилась часовым купанием в теплом родоновом источнике. Вечером после ужина несколько паломников из нашей группы дошли до католического храма в Назарете, где был дом святого семейства – Иосифа и Девы Марии. Сам дом был перенесен крестоносцами в средние века в итальянский город Лорето. Католики готовились к мессе в 9 часов вечера и настраивали свои музыкальные инструменты. Вокруг храма размещены несколько десятков икон Богородицы с разных стран, Она была в разных национальных одеждах. Для православного русского – это удивительная часть культуры. Вокруг Назарета очень живописные холмы, наверняка, с их вершины смотрел юный Христос на зеленеющую Галилею и радовался Богу Израиля. По дороге из Галилеи в Иерихон мы проследовали вслед за Христом. Постояли как древние фарисеи (с картины А.А. Иванова «Явление Христа народу) на том месте, где пророк Иоанн Предтеча крестил Спасителя. Испытали радость крещенского праздника и окунулись в святую реку Иордан. Он кажется еще меньше, по сравнению с первым посещением в 2006 г., его мутные весенние воды уносились вдаль к Мертвому морю.Чуть ниже по течению высилась русская церковь Богоявления на иорданской территории, кусочек такой любимой нашей России. Вокруг реки – минные поля приграничной территории, опутанные колючей проволокой. Руины старого греческого монастыря рядом с местом Крещения взывали в памяти картины бесчисленного количества паломников, приходивших сюда со всей ойкумены. После Крещения Господь взошел на гору около города Иерихона. Скорбным и тернистым кажется этот небольшой участок дороги к греческому монастырю на вершине. Сюда приходили апостолы в память об этих днях приуготовления к Святой Пасхе. Предпостовая неделя мытаря и фарисея, в которой мы были на Святой Земле настраивала нас на особые великопостные молитвы, но здесь на вершине после молебна и чтения Евангелия о искушениях Христа, вся группа с особой радостью пропела пасхальные песнопения. Как и две тысячи лет назад Иерихон жил своей обычной торговой жизнью, но здесь одержана была победа Христа над силами зла, а впереди отчетливо виделся уже путь к Голгофе! Нашу группу благословил греческий старец-монах.Три тысячи лет вышедшие из Египта иудеи обошли Иерихон с молитвой, и город стал вратами в благословенную Палестину. Остатки древних стен Иерихона хранят эти славные библейские события. После вознесения святого пророка Ильи его ученик Елисей перешел Иордан примерно в том месте, где крестился Христос и вошел в г. Иерихон. По просьбе местных жителей он очистил соленый источник в городе солью, и он стал пресным. До сих пор вода в нем необыкновенно вкусная и напояет весь город посреди жаркой пустыни мертвого моря, и это поистине чудо! В монастыре святого пророка Елисея мы напились святой воды, помолились также апостолу от 70 Закхею, придел которого есть в храме, сохранилась часть дерева, на котором он встречал Спасителя в Иерихоне. Недалеко от Мертвого моря и Иерихона находится монастырь V века святого Герасима Иорданского. Охватывает некоторая дрожь, когда входишь в пещерный храм на месте остановки Святого Семейства по дороге в Египет. Сюда приносил воду из Иерихона ручной лев св. Герасима, отсюда на весь  Великий Пост уходили отцы-пустынники в иорданскую пустыню, здесь спасалась великая молитвенница преподобная Мария Египетская. Ночная Палестина прекрасна. Сияющие звезды возвещают нам рождественскую весть. На поле пастушков мы помолились на месте явления Ангелов. Развалины древнего храма хранят мощи святых пастушков. На утренней Литургии в храме Рождества Христова в Вифлееме мы причастились. Священство в красных облачениях молилось у четырнадцатиконечной звезды, на месте рождения Христа. Я стоял на месте, где была привязь домашних животных в библейские времена. Рядом на стульчике сидел епископ церкви (на фото справа), ощущалась мистика – вот он Предвечный Младенец закалается для всех присутствующих при его Рождестве учениках. Целый день потом пелось: Рождество Твое Христе Боже! В первохристианской пещере Вифлеемских младенцев в храме Рождества Христова мы поклонились мощам этим детям – серафимам. Вспомнились как-то акции нашего центра «За жизнь» – «не убий» в Оренбурге против абортов. Смерть как бы отступает на Святой Земле, почти в каждом монастыре нас встречали мироточивые главы святых, как, например, в монастыре Святого Саввы Освященного. На иконе распятого монаха в этом монастыре видны его обеты и искушающие стрелы бесов. Но все они бессильны, пока монах распят ради Христа на Кресте. Здесь мы приложились святых мощей святого Саввы, попросили его небесного заступничества. Святому Савве было видение, как ущелье, в котором была его келья, наполнилась при будущем пришествии Спасителя сухими костями мертвых, и одни облеклись в святую плоть Христа, другие остались черными как деготь и потекли в бездну. Вот они два пути – один в жизнь вечную, другой – в обратную сторону от Бога, «шеол» (неизвестность). Нерасторжимо чувствовалась связь Небесной Церкви святых и земной церкви живущих, молитвенная и благодатная. На месте погребения Лазаря четверодневного представлялось изумление стоящих здесь апостолов, сестер Марии и Марфы. И слова Христа: «Лазаре, восстани! Бейт-Джала. Храм и пещера святителя. Николая Чудотворца, мироточивая икона свт. Николая. Здесь молился (где мозаика) святитель Николай при своем посещении Святой Земли. Настоятель храма был свидетелем многочисленного заступничества святителя Николая православным арабам, в районе которого находится храм. Однажды арабы оставили в храме у иконы Николая оружие, спасаясь от преследователей, израильской полиции. Настоятель думал, что его расстреляют. Но чудным образом, военные не заметили свободно лежащее на полу оружие и ушли ни с чем. Арабы восторженно везде нас встречали: «Руссо туристо, облико морале! (слова из известного фильма). Россия – карашо, Америка – капут!». Предлагали нам незатейливые сувениры, дешевую клубнику и даже бесплатно угощали связками бананов. Хочется верить словам В.В. Путина при вручении ордена Дружбы народов президенту Палестины Махмуду Аббасу, что Россия сделает все, чтобы Палестина была свободным государством. В двух километрах от Хеврона, месте захоронения праотцов – Авраама, Исаака и Иакова, находится известное древо – Мамврийский дуб. Здесь располагается русский монастырь Святой Троицы. Вот оно место святого Троического Богоявления. Маленький трисплетенный побег вокруг некогда засохшего гиганта – есть надежда, что Русское Православие укоренится  в этом беспокойном мире и явит нравственную правду ему. И монастыри – яркое тому свидетельство, как осколочки Святой Руси. В храме нас встречала чудотворная икона Скоропослушница, молитва к которой привнесла в душу мир и тишину, несмотря на заунывные мусульманские звуки с окружающих минаретов. Утро следующего дня паломничества мы встретили Литургией  в Горненском женском монастыре. Все три наших священника в группе служили, почти вся группа причастилась. После службы на трапезе игуменья Георгия поведала нашим священникам о «боли» в монастыре, решении израильских властей проложить трамвайные пути через монастырь, просила молитвенной помощи. Надеюсь, что никто из читателей, не останется равнодушным и помянет сестер обители в своих ежедневных молитвах. Прямо над этим храмом по одному из трех проектов располагается проведение трамвайных путей. Здесь рядом с Горним находится сад святых праведных Захарии и Елизаветы, родителей св. Иоанна Предтечи; родник – место встречи Елисаветы и Девы Марии; пещера, где жил Иоанн Предтеча. И вот наступает момент встречи с самим Старым городом – Иерусалимом. Здесь с горы Елеон взирал на ночной Иерусалим Сам Господь, здесь он проливал свои жгучие молитвы за погибающий, не принявший Его город. Здесь Сам Бог Отец принес Сыновнюю Жертву – Христа во умилостивление грехов не только богоизбранного народа, но и всего человечества. Что испытал, какие чувства пилигрим, подходя к Святому Городу, попытаюсь выразить это в стихах:

Ночь звездная. Вершина Елеон.

Дорога вьется между чащи к граду.

Иерусалим! Ты есть иль это сон,

И слезы для меня в награду.

Что жизнь? Все суета сует,

Как облака проходим друг над другом,

Я шел к тебе с рожденья много лет,

Чтобы покончить с этой жизни мукой.

И скорби на пути к тебе как свет

Для ног моих таинственным пунктиром

Дают душе такой простой ответ,

Когда идут с Крестом Твоим по миру

И в этом смысл суетного дня,

Пусть ночь таит грядущее признанье,

Крестом Голгофы смерть побеждена,

Меж Богом и людьми нет больше расстоянья.

У Врат Златых пусть камни вопиют:

Осанна! Для охваченных сомненьем.

Иерусалим ! Дороги пусть ведут,

К тебе детей, идущих к воскресенью.

Здесь на вершине плакал сам Господь,

Зачем, зачем твои птенцы в неволе?

Окрасился багрянцем красным свод,

Как будто онемел от боли.

У храма Соломона топот ног,

Разодраны валяются одежды,

Господь, как вынести Ты мог,

Любовь к толпе, не ищущей надежды.

И у Креста Ты мир усыновил,

Своею смертью смерть связав навечно,

И паче жизни правду возлюбил,

Которая дана Тебе Отцом Превечным.

Иду, иду к тебе опять с мольбой,

Останови кровавый миг возмездья,

И Русь Святую воскреси Собой,

Бескровной жертвой здесь, сейчас и вечно!

Вторая часть заметок поведает о впечатлениях о Святом Городе Иерусалиме и посещении Синая.

 

А.А. Мишучков, к.ф.н., доцент кафедры социальной философии ОГУ.