5 апреля 2017 года студенты Оренбургской духовной семинарии в сопровождении дежурного помощника проректора по воспитательной работе С. В. Мячина посетили Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
Данное мероприятие проходило в рамках реализации плана культурно-просветительских мероприятий для студентов семинарии. Студенты Оренбургской духовной семинарии довольно частые посетители выставок музея. В этот раз студенты подготовительного курса, первого курса пастырского и регентского отделений посетили экспозицию «Древнерусская живопись». Экскурсию провел старший научный сотрудник музея Артур Моисеевич Давыдов.
После окончания экскурсии все желающие могли задать интересующие их вопросы об экспонатах музея.
Администрация Оренбургской духовной семинарии выражает благодарность директору Оренбургского областного музея изобразительных искусств Юрию Эдуардовичу Комлеву за предоставленную возможность учащимся семинарии посетить экспозиции музея.
Справка:
Коллекция икон в Оренбургском музее изобразительных искусств немногочисленна, ее основой послужили памятники XVII—XVIII вв. Это объясняется тем, что основана она по преимуществу на местном материале. В XVIII веке Оренбургский край был мало населен. Интенсивный рост населения происходит в 80–90-х годах XIX столетия, в этот же период расширяется строительство православных соборов и церквей, естественно, что значительная часть коллекции относится к поздней иконописи. Множество икон было завезено в наш край переселенцами.
По музейной коллекции можно проследить почти всю географию переселенчества. Здесь и «Рождество Христово» начала XIX века московской школы, северная резная икона «Крест-церковь», шитый бисером оклад «Федоровской Богоматери» из Костромы. Православный человек никогда не расставался ни с иконой — ни в радости, ни в печали, потому-то и несли, везли икону со всех концов необъятной Российской Империи.
Наиболее ранней иконой в собрании, датируемой специалистами концом XVI — началом XVII веков является «Параскева Пятница», покоряющая строгими и в то же время удивительно музыкальными ритмами, притягивающим взглядом огромных глаз. Достойно представляет живопись XVIII века редкого иконографического извода «Евхаристия», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», с классическими горками-лещадками, палатами, динамично развивающимся сюжетом, миниатюрного письма икона «12 клейм Ветхого и Нового заветов».
Икона конца XVIII века «Воскресение. Сошествие во ад», несмотря на канонически ясную, строгую композицию позволяет говорить о проникновении светских начал в иконопись — фигуры Христа, Адама, ангелов, связывающих сатану, лишены статичности, динамичные ракурсы помогают передать движение. Золото нимбов, ассиста, покрывающего одежды Христа, придают нарядность и праздничность сдержанному колориту иконы. Небольшая по размерам икона «Богоматерь Знамение» XVIII века привлекает внимание тонкостью, изощренностью письма — филигранные переходы от вохрения к пробелам, нежные плави и подрумянка на ликах Богоматери и младенца Иисуса свидетельствуют о высоком мастерстве иконописца. Несомненный интерес вызывает «Двусторонний выносной крест», так как его форма восходит к XV веку, а живопись, поновленная, возможно, не раз, — к более позднему периоду, середине XIX века. Клейма «Въезд в Иерусалим», «Успение Богоматери», «Распятие», «Преображение Господне» являются вполне самостоятельными произведениями.
Особое место в коллекции занимают деревянные резные иконы: это довольно редко встречающаяся икона «крест-церковь», выполненная в технике плоскорельефной резьбы, а также резные иконы, бытовавшие в среде оренбургского казачества, отличающиеся лаконизмом средств и выразительностью образного решения. Таково произведение народного мастера с и