Студенты 5 курса посетили «Специальную (коррекционную) общеобразовательную школу №2, III и IV вида» города Оребурга

Студенты 5 курса посетили «Специальную (коррекционную) общеобразовательную школу №2, III и IV вида» города Оребурга

3 декабря 2012 г. с целью проведения практического занятия по спецкурсу «Специальная педагогика» студенты 5 курса Оренбургской Духовной семинарии вместе с преподавателем данной дисциплины, Вороновой Анастасии Анатольевной, посетили «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2, III и IV вида».

Большинство детей в школе интернате имеют нарушения зрения и другие сопутствующие заболевания.  Школа-интернат работает в режиме 5-ти дневной учебной недели. Необходимость работы школы в данном режиме обусловлена тем, что комплектование классов происходит на уровне областной психолого-медико-педагогической комиссии и в школе-интернате обучаются дети из различных территорий Оренбургской области, имеющие нарушения зрения и сопутствующие заболевания. Данная категория детей, в силу их психофизических особенностей, склонна к повышенной утомляемости, поэтому 5-ти дневная учебная неделя является оптимальной с точки зрения объема учебной нагрузки. В структуре учебного плана выделяются: инвариантная часть (общеобразовательные и коррекционные области, курс трудовой подготовки) и вариативная часть (занятия по усмотрению учреждения – школьный компонент, факультативные занятия). Инвариантная часть обеспечивает получение обучающимися начального, основного, среднего (полного) общего образования, формирование основ научных знаний, личностных качеств, социальную адаптацию и социализацию, овладение выпускниками необходимым объемом знаний, умений и навыков для продолжения образования в других учебных заведениях.

Обычные книги и тетради для детей с нарушением зрения не годятся. Ребята осваивают с самых ранних лет точечную азбуку Брайля, с помощью которой незрячие люди пишут и читают. Это система дает все обозначения букв, знаков и цифр, имеющихся у зрячих. Она позволяет писать даже ноты. Задания для контрольных работ учителя распечатывают на специальном принтере, который в шутку за громкость работы называют адской машиной.

Картинки играют большую роль в развитии нормально видящего ребенка. Однако обычные, даже цветные картинки, мало доступны незрячим детям с остаточным зрением, и совсем недоступны тотально слепым малышам. Специальные рельефные картинки, рассчитанные на детей с глубокими нарушениями зрения. В настоящее время существует две проблемы: как научить незрячего ребенка понимать картинки и как вызвать у него интерес к ним. Это обусловлено тем, что наличие даже самых удачных рельефных картинок (иллюстраций к сказкам) без специального обучения незрячих детей пониманию рельефных изображений практически мало что прибавляет к их развитию. Осязательное восприятие рельефных изображений формируется значительно сложнее и помощь педагога здесь еще более значима.

Для того, чтобы дети легче могли войти в информационное пространство, без труда могли воспользоваться электронными услугами,  тотально слепых обучают работе на компьютере. На уроке информатики развивают адаптивные возможности слепых и слабовидящих детей через использование программы экранного доступа JAWS for Windows.

Студенты семинарии посетили занятия с тифлопедагогом, логопедом, занятия по развитию мелкой моторики, комнату игровой коррекции, кабинет лечебной физкультуры, увидели икону с рельефным изображением.

Студенты семинарии присутствовали на занятиях в качестве наблюдателей, следя за ходом уроков и отмечая специфические особенности проведения занятий.

После этого семинаристы имели возможность побеседовать с директором школы Горшениной Ольгой Ибрагимовной, и задать ей интересующие их вопросы. В дальнейшем намечается проведение еще нескольких практических занятий на базе коррекционной школы, в котором студенты-пятикурсники ОренДС примут активное участие.

В.Панич